И уж, конечно, обратная связь не имеет никакого отношения к выплеску эмоций, к различным сетованиям по поводу неудачных результатов, сольным управленческим монологам, посвященным несостоятельности сотрудников и обращение к несовершенству его личности.
Качественная обратная связь от руководителя начинается прежде всего с фокуса внимания на силу и таланты сотрудников, причем различного рода обобщения, по принципу «Вы хороший специалист» или «Вы очень хороший человек» никакой силы не имеют. Необходимы конкретные факты, имеющие отношения только к этому человеку, а чтобы их найти, нужно подготовиться: узнать сильные стороны, видеть и исследовать конкретные достижения, понимать уровень вовлеченности и доносить это простым, понятным языком, а еще лучше через коучинговые вопросы.
Ну например представьте эффект от вопроса: «Если бы вы были мной, то есть руководителем себя, то что бы сказали о своей работе?»
В этом случае и у руководителя, и у сотрудника есть возможность воспринимать позитивные факты как отправную точку дальнейших изменений. То, что уже хорошо, что является достоянием и достижением- это трамплин для прыжка вверх.
Как часто я слышала от руководителей, что у них нет на это времени…
А когда я спрашиваю на что же оно есть, то выясняется, что на негативный разбор полетов его всегда хватает. Ну так ведь сделать это гораздо легче, не надо особо готовиться, да и многие руководители настроены своим внутренним взором лишь на то, что им не нравится.
Реализуя именно такую стратегию взаимодействия, они лишают себя возможности дать мощный мотивационный импульс своим сотрудникам, а им – его получить. Безусловно, они будут работать и без этого, какое то время, но, кто не знает хорошего – не получает лучшего.
Ингода обратная связь превращается в « субботнюю порку» и называется планеркой)))).
А Представьте, что вместо тысячи слов руководитель бы задавал только вопросы:
- «Если бы вы снова выполняли эту задачу, то что бы вы изменили?»
- «Что вы видите полезного для нас в этой ситуации?»
- «Что Вы будете делать по другому сейчас?»
- «С чего Вы готовы начать?»
- «Как сейчас растет ваше мастерство»?
Задавая их, руководитель создает максимально импульсную среду для будущих изменений сотрудника, поддерживая его в развитии своей профессиональной адекватности, понимает как лучше поддержать его рост и вовлеченность.
У сотрудника же есть возможность прямо сейчас наметить план, понять как лучше начать изменения, взять ответственность на себя и осознать, что никто кроме него эти изменения не произведет.
Когда руководитель решает использовать полноценную обратную связь в своей управленческой деятельности, то очень важна подготовка и так называемая, внутренняя тренировка, которая конечно же может не спасти от «эффекта караоке» (в голове все было так гладко, а вслух – хуже не бывает), но дать возможность максимально следовать внутреннему плану точно позволит. Было бы здорово, чтоб руководители, иногда записывали себя на диктофон и слушали со стороны то, что звучит. Уверена, что это весело- можно услышать массу интересного и понять, как воспринимается это все со стороны и к чему сподвигает их обратная связь других людей.
При качественном использовании обратная связь становится обучающим и мотивационным процессом в жизни организации. Она активно влияет и на повышение общей эффективности на создание позитивной профессиональной атмосферы, в которой руководитель может не только давать, но и брать обратную связь от своих сотрудников, развивая управленческую адекватность. В компании с полноценным делегированием, контролем и простроенными мотивационными процессами, обратная связь может быть «королевой» взаимодействия, а если представлять организацию единым организмом – то практически «кровеносной системой», обеспечивающей жизненность этого организма с точки зрения взаимодействия. И это как раз тот самый случай, когда количество важно также, как и качество. Ну и совершенно точно: чем больше обратной связи, тем мы ближе к своим талантам, а это дорогого стоит.