НА САЙТЕ ВЕДУТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Коучинг на каждый день:
изыски обратной связи
«Руководитель получает от сотрудников то, что поощряет в них.
А сотрудники демонстрируют ему то, что он хочет замечать»
Недавно в разговоре мой клиент рассказал об одном из своих прежних увольнений: он сделал это по причине отсутствия понимания того, насколько его работа устраивает генерального директора: «Мне было делегировано несколько проектов, все они были очень интересными, я получал приличные бонусы, руководитель хорошо и понятно ставил задачи. А все, что связано с обратной связью - было абсолютно игнорировано».

Генеральный считал, что руководители высшего звена в обратной связи не нуждаются, так как сами должны понимать, что в их работе хорошо, а что так себе. В подобном заблуждении, по моему опыту, пребывают очень многие директора, считая обратную связь некой «лирикой» и не торопятся уделять ей свое бесценное управленческое время.

Но если посмотреть на это явление сбоку, сверху и со стороны, то это простая и доступная каждому руководителю функция, в грамотном, особенно коучинговом исполнении способна быть шикарным способом повышения уровня счастья на работе и, как следствие- эффективности.
Мастерская обратная связь – это возможность получить информацию о себе, понять свой уровень профессионализма, увидеть, как воспринимаются мои слова и действия со стороны, что нуждается в корректировке и самое важное –повышает нашу ценность и значимость. Нет обратной связи-нет контакта. Нет –контакта, нет «контракта»)))

Мы все «продукты» обратной связи, которую получаем с самого детства. Ну да, вряд ли нам всем повезло получать именно поддерживающие и развивающие импульсы.

Ребенок растет, родители начинают давать ему обратную связь, что-то поддерживая, что-то игнорируя, что-то пытаясь изменить и что то навязать. Потом в процесс включаются другие социальные институты – детские сады, школы, высшие учебные заведения и постепенно обратная связь сокращается до укороченных посылов: «Сделай это» или «Так больше не делай», «Прекрати сейчас же», «молчи», теряя свою основную силу, которая зашита в ее способности создавать поле для изменений.
Теперь давайте посмотрим на то, как иногда реализуется суть обратной связи в компаниях:
Вариант 1: «Это плохо, никуда не годится!» «Это никуда не годится», «Я не доволен результатами Вашей работы, мы опять не выполнили план!»
Вариант 2: «До каких пор?....», «Как вы могли?»
Вариант 3: вообще не говорить с людьми, а говорить о людях с третьими лицами, а они сами должны догадаться, что что то не так.
Это очень похоже на то, как родители, увидев двойки в дневнике своего ребенка начинают задавать глупые вопросы типа: «Как это произошло?», кричать или превращаться в молчаливый памятник. Каким образом такая обратная связь влияет на желание ребенка немедленно повысить свою мотивацию к учебе? Как она дает вдохновение и новый взгляд на свои возможности? Как сподвигает изменить отношение к учебе? Ответ очевиден - никак!

Но, положа руку на сердце, многие родители и на ставят себе цель изменить ситуацию глобально, им достаточно просто отсутствие двоек, эту задачу они зачастую и озвучивают: «Чтоб я больше не видела ни одной двойки в твоем дневнике!» - и дети стирают плохие оценки в дневнике, чтобы буквально соответствовать родительской обратной связи. В общем, как в анекдоте: «До семи лет Саша думал, что его зовут отвяжись».

И вот, когда на работе руководители реализуют свои управленческие навыки, то используют тот же социальный опыт взаимодействия, который накопили за предыдущую жизнь, даже если знают как правильно.

Самое самое в обратной связи – это ее цель. Зачем руководитель ее дает, для чего? В зависимости от цели и выстраивается ее содержание. Глубинная цель, заложенная в механизме обратной связи – это возможность изменения.
И руководитель, собирающийся дать обратную связь подчиненному должен прежде всего ответить себе на вопрос:
Зачем я это делаю?
Что я конкретно хочу изменить в действиях этого сотрудника?
Возможно ли это изменение вообще?
Чего хочет сотрудник?
И уж, конечно, обратная связь не имеет никакого отношения к выплеску эмоций, к различным сетованиям по поводу неудачных результатов, сольным управленческим монологам, посвященным несостоятельности сотрудников и обращение к несовершенству его личности.

Качественная обратная связь от руководителя начинается прежде всего с фокуса внимания на силу и таланты сотрудников, причем различного рода обобщения, по принципу «Вы хороший специалист» или «Вы очень хороший человек» никакой силы не имеют. Необходимы конкретные факты, имеющие отношения только к этому человеку, а чтобы их найти, нужно подготовиться: узнать сильные стороны, видеть и исследовать конкретные достижения, понимать уровень вовлеченности и доносить это простым, понятным языком, а еще лучше через коучинговые вопросы.

Ну например представьте эффект от вопроса: «Если бы вы были мной, то есть руководителем себя, то что бы сказали о своей работе?»
В этом случае и у руководителя, и у сотрудника есть возможность воспринимать позитивные факты как отправную точку дальнейших изменений. То, что уже хорошо, что является достоянием и достижением- это трамплин для прыжка вверх.

Как часто я слышала от руководителей, что у них нет на это времени…
А когда я спрашиваю на что же оно есть, то выясняется, что на негативный разбор полетов его всегда хватает. Ну так ведь сделать это гораздо легче, не надо особо готовиться, да и многие руководители настроены своим внутренним взором лишь на то, что им не нравится.

Реализуя именно такую стратегию взаимодействия, они лишают себя возможности дать мощный мотивационный импульс своим сотрудникам, а им – его получить. Безусловно, они будут работать и без этого, какое то время, но, кто не знает хорошего – не получает лучшего.

Ингода обратная связь превращается в « субботнюю порку» и называется планеркой)))).

А Представьте, что вместо тысячи слов руководитель бы задавал только вопросы:

  • «Если бы вы снова выполняли эту задачу, то что бы вы изменили?»
  • «Что вы видите полезного для нас в этой ситуации?»
  • «Что Вы будете делать по другому сейчас?»
  • «С чего Вы готовы начать?»
  • «Как сейчас растет ваше мастерство»?
Задавая их, руководитель создает максимально импульсную среду для будущих изменений сотрудника, поддерживая его в развитии своей профессиональной адекватности, понимает как лучше поддержать его рост и вовлеченность.
У сотрудника же есть возможность прямо сейчас наметить план, понять как лучше начать изменения, взять ответственность на себя и осознать, что никто кроме него эти изменения не произведет.

Когда руководитель решает использовать полноценную обратную связь в своей управленческой деятельности, то очень важна подготовка и так называемая, внутренняя тренировка, которая конечно же может не спасти от «эффекта караоке» (в голове все было так гладко, а вслух – хуже не бывает), но дать возможность максимально следовать внутреннему плану точно позволит. Было бы здорово, чтоб руководители, иногда записывали себя на диктофон и слушали со стороны то, что звучит. Уверена, что это весело- можно услышать массу интересного и понять, как воспринимается это все со стороны и к чему сподвигает их обратная связь других людей.

При качественном использовании обратная связь становится обучающим и мотивационным процессом в жизни организации. Она активно влияет и на повышение общей эффективности на создание позитивной профессиональной атмосферы, в которой руководитель может не только давать, но и брать обратную связь от своих сотрудников, развивая управленческую адекватность. В компании с полноценным делегированием, контролем и простроенными мотивационными процессами, обратная связь может быть «королевой» взаимодействия, а если представлять организацию единым организмом – то практически «кровеносной системой», обеспечивающей жизненность этого организма с точки зрения взаимодействия. И это как раз тот самый случай, когда количество важно также, как и качество. Ну и совершенно точно: чем больше обратной связи, тем мы ближе к своим талантам, а это дорогого стоит.
Автор рецензии: Юлия Булгакова.

Ведущий тренер Международного Эриксоновского Университета коучинга, Сертифицированный бизнес- тренер, Сертифицированный коуч по стандартам ICF.