Родительская коуч-позиция базируется на принципах Милтона Эриксона и принципах позитивного родительства.
Принципы Милтона Эриксона - Каждый ребенок – талант. С ним все в порядке. Видеть в ребенке личность, самые лучшие качества, сильные стороны – задача родителей, даже тогда, когда пока ребенок эти качества не всегда демонстрирует.
- Изменения и развитие ребенка не только возможны, но и неизбежны.
Дети очень быстро растут. Мощные изменения происходят в их теле за первые 7 лет, например, мозг ребенка к 7-ми годам достигает размеров взрослого человека на 95%. Изменения происходят в психическом развитии. Каждый день привносит ощутимый результат в развитии ребенка. Вне зависимости от присутствия взрослого ребенок развивается. Но как? В этом и заключается роль родителей, чтобы каждый период наиболее благоприятного развития тех или иных способностей был во время замечен и использован для развития.
- У ребенка есть все необходимые ресурсы для развития в соответствии со своим возрастом. Так думают коуч-родители. Они знают природу и возрастные возможности ребенка и позволяют детям приобретать свой опыт. В развивающих для детей ситуациях они не дают подсказок или советов, понимая, что любой совет в этом случае — это недостаточная вера в ребенка, в его способности.
Советы не дают ребенку взять на себя ответственность в определенных ситуациях, например, когда ребенок хочет сам решить, что и как нарисовать, что ему одеть или что съесть.
И напротив, если ребенок пока не в состоянии справиться с чем-то, родители не опережают события, не требуют от ребенка невозможного, а помогают и терпеливо ждут.
Например, ребенок не может оценить и понять эмоции и трудности взрослых, и поэтому не стоит говорить ему о том, как трудно родителям живется, как все устали. Для детей родители – волшебники. Дети считают, что родители все могут, для детей родительское пространство – это пространство безопасности, заботы, любви и доверия, которое впитав с детства, они смогут подарить потом уже своим детям.
- Ребенок в каждый момент времени делает самый наилучший выбор для себя. Зачастую это может не совпадать с пониманием и представлениями об этом родителей. Как поверить в то, например, что драка в школе и есть наилучший выбор? Однако, если родители смогут прояснить с помощью вопросов, что было истинной причиной драки, то удивительно, но там действительно будет ситуация наилучшего выбора для ребенка в этот момент. Другой вопрос как показать другие способы взаимодействия с миром в подобных ситуациях. Это уже задача родителей.
- В основе любого принятого решения или действия ребенка лежит позитивное намерение. Родителям не всегда это видно, но это так. За каждой поломанной машинкой лежит позитивное намерение – исследовать мир. За каждым рисунком на обоях лежит мотив творчества и самореализации и т.п. Когда родители это знают, тогда за каждым ограничением открываются возможности, а препятствие превращается в ресурс. И тогда нет ошибок — есть позитивная обратная связь, нет неудач — есть опыт.
Коуч-позиция родителей базируется также на принципах позитивного родительства, которые были сформулированы Джоном Греем и описаны в книге «Дети с небес». Понимание этих принципов помогает выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Зная эти принципы, родители понимают, как справиться со многими вызовами в воспитании, например, как правильно реагировать, когда ребенок выражает негативные эмоции, сохраняя любовь к нему.